9 июля Европейский союз впервые обратился в суд ВТО против России. Европейцы недовольны тем, что наша страна взимает утилизационный сбор с иномарок, а отечественным производителям дает поблажки.
Иностранные производители автомобилей вынуждены платить утилизационный сбор при импорте новых и подержанных машин в Россию. В это же время, если компании занимаются производством и сборкой машин в стране, они должны всего на всего пообещать властям безопасную утилизацию транспортного средства в будущем.
По мнению членов ЕС, из-за этой разницы российский автопром находится в более выгодном положении, чем европейские производители, что противоречит правилам Всемирной торговой организации.
Еще в июне глава Европейской комиссии Жозе Баррозу надеялся на скорое уравнивание утилизационного сбора для импортных и отечественных автомобилей. Соответствующий законопроект, уравнивающий российских и иностранных производителей в правах, должен был вступить в силу 1 июля этого года. Однако парламентарии отложили рассмотрение документа на осень, не успев сделать это в весеннюю сессию.
По правилам Всемирной торговой организации участники спора могут попытаться урегулировать проблему без судебного разбирательства, на это им дается 60 дней. Если же уладить конфликт в течение двух месяцев не удастся, за дело возьмется специальная третейская группа, сформированная ВТО.
Несмотря на это, у сторон еще будет возможность решить вопрос мирным путем, поскольку судебное разбирательство по порядкам ВТО может затянуться еще на год.
На данный момент отечественные производители автомобилей опасаются внеплановых затрат в уплату утилизационного сбора, к примеру для производителей «Камаза» затраты могут возрасти от 10 до 18 миллиардов рублей, что непременно отразится на себестоимости грузового автомобиля.